Школьная карусельВоскресенье, 19.05.2024, 09:40

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Эссе [5]
Взгляд автора на современную школу, на подходы к обучению и воспитанию младших школьников.
Ученикам [1]
Материалы к метапредметным урокам для младших школьников
Опыт [2]
Обобщение личного педагогического опыта работы в начальных классах

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Опыт

Успешный старт на этапе начального образования - залог качественного образования

Успешный старт на этапе начального обучения —

залог качественного образования.

Судьба дала мне уникальную профессию — учитель начальных классов! Кто-то посмеётся, что ж в ней необычного. Но... мои коллеги знают, сколько тайн, загадок и трудностей подстерегают нас, когда в День знаний распахиваются двери школы для первоклассников. Сколько душевных сил, выдумки, умения приходится прикладывать, чтобы дать не только базовые знания, но, главное, научить учиться.

Если, как правило, у старшеклассников проводится хороший, грамотно построенный урок, а дальше... образовательный «коммунизм»: каждый ученик «берёт» знания по потребностям, от каждого учитель получает (при оценивании) по возможностям. То у малышей такая «политика» построения урока невозможна. Надо донести знания до каждого; сообразительного и не очень, усидчивого и непоседу. Необходимо всем подарить успешный старт на долгие школьные годы!

Многократные повторения материала не приносят удовольствия ни учителю, ни ученику. Кроме того в этом случае происходит резкое разделение детей на способных и неуспевающих. Т.е. тех, кто сам понял, как учиться (схватывает на лету), и у кого не хватило способностей разобраться, как надо заниматься, чтобы быть успешным в учении.

Есть более продуктивный путь - создание на уроке учебной развивающей задачи. Т.е. специально подобранных заданий, выполняя которые последовательно, ученик может сам поставить цель урока, изучить новый материал, повторить или закрепить его, используя операции сравнения, обобщения, анализа изучаемого материала. Таким образом, создаются оптимальные условия для умственного роста ребёнка в зоне ближайшего развития. Мыслительный уровень детей выравнивается. Процесс обучения становится значительно легче и интересней. Ученик превращается в учащегося, т.е. обучающего себя, что является главной целью обучения в соответствии с новым ФГОС.

Да, подготовка такого учебного занятия требует of педагога определённого опыта, умений, желания выполнять свою работу достойно, но, поверьте, реальный рост уровня и качества знаний школьников будет подвигать вас к постоянному самосовершенствованию.

Ещё один эффективнейший приём построения учебного занятия позволяет преподнести знания и развить умения школьников на совершенно новом уровне. Бытует мнение, что парная (групповая) работа уместна в больших городских классах. Неправда, именно работа в парах позволяет выстроить полноценный урок и в совмещённых классах сельской школы. Другой вопрос, что в соответствии с требованиями нового стандарта, она должна видоизмениться.

Новый взгляд на эту привычную форму работы стал для меня главным открытием областного конкурса.

Давайте сравним. По-старому, мы готовим для группы учеников карточку с заданиями. Как идёт работа в паре (группе)? Как правило, появляется лидер, который в основном выполняет задание. Он же и отчитывается перед классом.

В новом варианте карточка с заданием разделена учителем с помощью цифр или иных знаков на столько частей, сколько ребят в группе. Если речь идёт о паре, то, естественно, частей будет только две.

Главное слово этой работы: «ДОГОВОРИТЕСЬ!» Удивительное слово, от которого глаза детей становятся вначале изумлёнными (ведь более привычными для нас в этой жизни стали агрессивные слова: «разобраться», «доказать», «наехать»)..., а дальше начинается активная деятельность каждого, направляемая несложными заданиями учителя:

  • Договоритесь между собой, какую часть задания будете выполнять.
  • Расскажите соседу о своём решении (задании).
  • Договоритесь, кто расскажет о решении (задании) всему классу.

В классе царит настроение сотрудничества, говорит и развивается каждый. Хотя, если есть дети, которые не умеют пока договариваться, на первых порах можно воспользоваться считалкой.

Таким образом, испытанные технологические приёмы создания учебных развивающих задач, парной и групповой работы невероятно актуальны для любого возраста и для всех учебных предметов. Благодаря им формируются теоретические представления, развиваются мыслительные процессы школьников, мотивация к учению, самостоятельность и личная ответственность. Конечно, учитель начальных классов в силу возрастных особенностей развития ребёнка не может подготовить «идеального» старшеклассника, соответствующего ВСЕМ требованиям основной школы. Но, согласитесь, великий труд по превращению малыша в учащегося не может быть завершён за 4 года.

А счастливый человек с уникальной профессией — учитель начальных классов, пристрастно будет следить, как его ученики легко и успешно шагают всё выше и выше по ступенькам лестницы с названием Школа.

© О. А. Лутошкина, учитель начальных классов

МКОУ ООШ д. Воробьёва Гора Советского района Кировской области

Категория: Опыт | Добавил: ОА (16.02.2015)
Просмотров: 662 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
 


Сайт создан © О.А.Лутошкиной 2012
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz