Школьная карусельВоскресенье, 19.05.2024, 09:56

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Эссе [5]
Взгляд автора на современную школу, на подходы к обучению и воспитанию младших школьников.
Ученикам [1]
Материалы к метапредметным урокам для младших школьников
Опыт [2]
Обобщение личного педагогического опыта работы в начальных классах

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Опыт

Учебная развивающая задача как средство развития учащихся

Развитие мыслительных процессов младших школьников

через создание учебной развивающей задачи.

 

Цель: познакомить педагогическую общественность с возможностями повышения результативности и эффективности обучения младших школьников через развитие мыслительной деятельности учеников с помощью учебной развивающей задачи.

 

В 2006 году в первый класс нашей школы пришли дети, которым не давались даже самые элементарные примеры на сложение и вычитание. Испытанные, проверенные методы и приёмы обучения математике не давали никаких положительных результатов. Причём первые проверочные работы бывших дошкольников были выполнены на достаточном уровне.

Возникло противоречие между требованиями школьной программы и интеллектуальными возможностями детей.

После проведения 10 дополнительных занятий по логике заметно улучшилось качество и скорость усвоения математических знаний.

Количество ошибок в проверочных работах резко уменьшилось  до хорошего и допустимого уровня. Эти же ребята через несколько лет успешно прошли независимую экспертизу при аккредитации школы и показали 100% уровень обученности и 50% качество знаний по основным предметам.

Таким образом, была выдвинута гипотеза: если целенаправленно и системно развивать мыслительные процессы младших школьников, то уровень обученности и качества знаний повысится. 

С введением ФГОС НОО 2009 года курс по логике не утратил своей актуальности, а как бы «распался» на составные части, каждая из которых нашла своё место в урочной и внеурочной деятельности, т.к. развитие логических и информационных УУД – одна из основных задач современной школы.

Основными результатами образования в начальной школе являются:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной и саморегуляции.

Цель обучения: создание условий для превращения ученика в учащегося (т.е. обучающего себя). Для этого ученику надо дать способы умственных действий: логические, информационные, знаково-символические.

Поэтому актуальным и перспективным является способ обучения, когда развитие мыслительных процессов ученика сознательно организованно педагогом наравне с формированием основных ЗУН по учебным предметам, а не вслед за ними, спонтанно и независимо от воли педагога и ученика. Потому что во втором случае происходит резкое разделение обучающихся на способных и неуспевающих. Другими словами, кто сам понял, как учиться, и у кого не хватило способностей разобраться, как надо заниматься, чтобы быть успешным в учении.

Практическая значимость развития мыслительных процессов в преподавании по традиционной системе, УМК «Школа России», в выравнивании возможностей учеников на начальном этапе обучения, создании равных условий для освоения школьных программ по предметам через активное использование технологии создания учебной развивающей задачи, которая в свою очередь приводят к саморазвитию общеучебных УУД.

Это означает, что каждому ребенку можно и нужно создать на урочных и внеурочных занятиях оптимальные условия для его умственного роста в зоне ближайшего развития. Тогда трудность школьного обучения нивелируется, мыслительный уровень детей выравнивается. Процесс обучения становится значительно легче. Понятием «зона ближайшего развития» мы обязаны Л.С. Выготскому. Она характеризует процесс подтягивания психического (актуального) развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности - он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач (достигает потенциального развития).

Учебная развивающая задача – понятие из системы развивающего обучения, которое в полном виде, как оно задумывалось, в обычной школе вести почти невозможно в силу разного и часто низкого уровня начальной подготовки многих школьников.

Развивающее обучение, как непосильная система, в этом случае может стать причиной школьной дезадаптации, нервных срывов у детей и их родителей. И доведённые до крайности, они сочиняют анекдоты следующего содержания: «Интересно, у тех, кто пишет школьные учебники, свои дети имеются?»

Но "хорошее обучение — это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой". Это яркая и точная формулировка идеи развивающего обучения. Девиз, которым должен руководствоваться каждый педагог традиционной школы, который, в силу объективных обстоятельств, стремится не «дрессировать» в детях определённые знания, умения, навыки, а развивать интеллектуальную, мыслительную и личностную сферу ребёнка.

Особым образом продуманное сотрудничество педагога и школьников в процессе решения УРЗ, ведущее к развитию мыслительных процессов, - основная идея данной работы. При таком подходе учебную деятельность надо понимать как деятельность по самоизменению субъекта. Если ребёнок – обучаемый объект, это традиционное обучение. Развивающее обучение имеет место, когда партнером учителя является не ученик, а учащийся (обучающий себя).

Термин «учебная задача» в широком понимании – это то, что дается учащемуся (или выдвигается им самим) для выполнения в процессе учения в познавательных целях.

Учебная задача в технологии развивающего обучения – это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала. Она похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в открытии общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. ПРИГОТОВЬТЕСЬ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ!

Работая по традиционным программам, необходимо изменить технологию обучения и разработать систему специальных упражнений развивающего характера (учебную развивающую задачу). На этапе актуализации (самоопределения) ученикам предлагаются посильные учебные задания, которые в какой-то момент вдруг становятся трудными для него, а значит проблемными, и, преодолевая эти затруднения, он как бы растёт над собой. Каждый миг становясь чуть лучше, чуть умнее и опытнее, чем в предыдущий.

Русский язык (1 класс).

  • Что написано на доске? Назовите одним словом. А, О, И, Н, У, Ы. (Ученики: буквы).
  • Какая буква лишняя? Почему? (Ученики: н, она согласная).
  • Как называются оставшиеся буквы? (Ученики: гласные).
  • Вспомните, какие буквы вы уже умеете писать, какие – нет. Сформулируйте тему урока.

На этапе изучения нового материала учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих учащихся к самостоятельному «открытию» новых свойств, правил, закономерностей. В результате либо ученики делают вывод сами, либо учитель подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и показывая образец решения.

  • Решите примеры.
  • Сравните примеры (в столбике, в паре):

1+1            0+2

2+1            1+2

3+1            2+2

4+1            3+2

5+1            4+2

  •  (Ученики делают вывод: в столбике при увеличении на один получаем следующее число, при увеличении на 2 как бы «перескакиваем» при счёте через число. В строке: одно и тоже число можно получить разными способами, разный состав чисел).

Далее выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных правил и алгоритмов. Например, тема «Пространственные отношения», в этом упражнении первоклассники с помощью аппликационных работ закрепляют пройденный материал.

Затем ученики выполняют самостоятельную работу с самопроверкой (о его проблемах знает только учитель), на этапе закрепления – с взаимопроверкой. Так ребёнок проживает «ситуацию успеха» и получает мотив для дальнейшего учения.

Если в учебниках для 2-4 классов традиционной системы обучения немного, но предусмотрены развивающие задания на этапе закрепления, то  в 1 классе задания развивающего характера почти отсутствуют или базируются только на лексическом значении слов. Именно поэтому уже к окончанию 1 класса часто появляются слабоуспевающие ученики, т.е. те, кто интуитивно не освоил способы умственных действий, потерял мотивацию к обучению и безнадёжно отстал от своих товарищей по уровню развития логических навыков.

Хотя кажется, что первоклассники так мало знают, чтобы развивать мыслительные процессы на понятийном научном материале, это серьёзное заблуждение учителя. Именно в этот момент важно заложить основу будущей успешности ученика.

Поэтому сегодня мы рассматриваем УРЗ только для 1 класса.

Часто очень сложно разделить упражнения по видам мышления, т.к. в решении многих задач применяются комплекс мыслительных процессов. Поэтому можно предложить целый ряд развивающих заданий, которые хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом. Некоторые упражнения логической разминки представлены Вашему вниманию. Задания построены таким образом, что младший школьник постоянно осваивает свою «зону ближайшего развития».

Способность к аналитико-синтетической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы того или иного объекта, его различные признаки или соединять элементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи, увидеть в них новые функции.

Например, при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные» можно предложить задание на дешифрование слов и предложений: роса шила ф фасе

  • Что написано на доске? Предположите. (Ученики: предложение).
  • Это предложение зашифровано. Догадайтесь, как его расшифровать? (Ученики: роза жила в вазе, - замена парных согласных).
  • Какие орфографические ошибки допущены в написании предложения? (Ученики: заглавная буква – в начале и отсутствие знака препинания в конце предложения).

Особую роль в организации продуктивной деятельности младших школьников в процессе обучения математике играет прием сравнения:

Школьникам предлагаются задания на развитие:

  • фонематического слуха

В каждом ряду найдите лишнее слово:

кот – кто – ток – рот;

палка – галка – полка – пилка;

шишка - мишка – мышка – мушка – мошка»,

  • на установление аналогий, причинно-следственных связей, отнесения к известным понятиям.

Какие ассоциации вызывают у вас эти слова?

солнце, песок, море, жара;             (пляж);

астры, изгородь, розы, лилии       (…);

доброта, любовь, ласка, забота    (…).

  • на классификацию, например, по теме «Звук [ш] и буква Ш».

ШУМ, ШУТКА, ЛАПША, ШЕСТЬ, КОШМАР, СТАРШИНА

Разделите на две группы в соответствии с темой урока.

  • овладение умением построения рассуждения на основе выделения существенного признака

Найди лишний предмет (мяч круглый, остальные прямоугольные)

Первым звоночком, что ученик хочет и может обучаться сам обычно становится такой разговор у компьютера, как правило, в 3 классе:

- Почему вы так быстро печатаете? А у меня так не получается?

- Я этому специально обучалась. Хотите, вас тоже научу?

После этого достаточно провести 4-5 внеурочных занятия по знакомству с  десятипальцевым набором текстов. Дальше – личное желание и настойчивость ребёнка, заинтересованность и поддержка родителей в работе с цветной схемой клавиатуры или клавиатурным тренажёром заметно поднимают скорость печати.

 

Схема форматом А4 дублирует клавиатуру компьютера, является своеобразной опорой при постановке пальцев, запоминании последовательности буквенных клавиш. Благодаря ей, время практической работы на уроке и дома по приобретению начальных навыков работы на компьютере может увеличиться вдвое. При работе со схемой отсутствуют вредные факторы воздействия на зрение и другие системы организма школьников. 

Основой скоростного десятипальцевого набора текстов является зрительное и моторное запоминание расположения клавиш. На этапе проверки знаний я использую «слепую» схему клавиатуры. Нижняя часть схемы разрезается. Ребята дома заучивают порядное расположение букв, и в начале занятия раскладывают буквы и управляющие клавиши по своим местам. 

                                                         

Исходя из предложенного материала, можно выделить основные результаты, которых можно достичь при использовании учебных развивающих задач:

  1. Возникновение и развитие теоретического мышления,
  2. Появление и интенсивное развитие подлинной произвольной
    памяти, внимания,
  3. Освоение важнейших коммуникативных умений, - умение аргументировано выражать свою мысль и умение адекватно воспринимать мысли собеседника
  4. Технологический приём создания учебных развивающих задач имеет большое значение в любом возрасте и для всех учебных предметов. Благодаря им формируются не только общетеоретические представления, но и развиваются мыслительные процессы младшего школьника, самостоятельность и личная ответственность.
Категория: Опыт | Добавил: ОА (16.02.2015)
Просмотров: 593 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
 


Сайт создан © О.А.Лутошкиной 2012
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz