Школьная карусельВоскресенье, 19.05.2024, 09:56

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Эссе [5]
Взгляд автора на современную школу, на подходы к обучению и воспитанию младших школьников.
Ученикам [1]
Материалы к метапредметным урокам для младших школьников
Опыт [2]
Обобщение личного педагогического опыта работы в начальных классах

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Эссе

Моя педагогическая философия
Умного и д...к научит, а вот ты попробуй д...ка научить.
Народная мудрость

             Как я боюсь слова философия! Наука эта чересчур заумная, трудная для понимания, но отрицание философии — тоже философия. Поэтому слушайте, соглашайтесь или протестуйте, осуждайте или поддерживайте, ведь только в споре рождается истина!
             Когда-то, ещё в начале своей педагогической карьеры в одной из газет я прочитала, что в Звёздном городке почти нет «хорошистов» - одни отличники. Понятно, родители все почти окончили лучшие ВУЗы страны, воспитательная атмосфера в семьях для развития детей самая благоприятная. И я с юношеской наивностью стала мечтать, как здорово там работать учителем, потому что в моей реальности дети не могли решить подчас самую элементарную задачу, согласовать окончания слов в предложении, делали массу дисграфических ошибок, а алгоритм письменного деления превращался в элемент высшей математики.
             Надо сказать, что в педагогику я пришла вполне осознанно, профессиональная подготовка была неплохой, особенно по психологии и воспитательной работе, если к этому прибавить природную любознательность, то почему же только колоссальным трудом и огромными дополнительными затратами времени на слабоуспевающих учеников удавалось достичь более или менее приличных результатов?
             Были опробованы все рекламируемые методики: опережающего обучения С.Н. Лысенковой, быстрого чтения Зайцева, - но школы радости Ш.А. Амонашвили достичь не удавалось. От безысходности применялись элементы «педагогического террора»: дополнительные задания или «двойки» одна за одной, если не прочитал, не выучил, не сделал, не успел. Сами понимаете, эти методы ни ученику, ни учителю радости никогда не приносят. Давить на пружину можно только до определённого предела, иначе она сломается или даст такую отдачу, что покалечит тебя или сломает что-нибудь вокруг. А мы, учителя, работаем с живыми людьми, чувствами, душами! Но в то же время о качестве работы педагога судят по контрольным срезам, экзаменам. Ребёнку обидно, когда его ругают, и совершенно невыносимо взрослому человеку, приложившему максимум усилий, времени, душевных затрат, совершенно незаслуженно выступать в роли неудачника. Даже если тебя никто не осуждает, всегда бывает очень обидно, почему? «Ну почему ребята не справились, не написали, не смогли выполнить, ведь я...» Поэтому преклоняюсь перед Вами, уважаемый читатель, если Вы никогда не пользовались подобными приёмами авторитарности!
            И вдруг совершенно случайно мне в руки попадает книга нашего кировского педагога Г. А. Бакулиной о комплексном интеллектуальном развитии младших школьников на уроках русского языка, а школа-интернат слабослышащих детей г. Советска организовывает серию семинаров по коррекции дисграфии у младших школьников. Я теперь понимаю чувства Лобачевского, когда «где-то во Вселенной его параллельные вдруг пересеклись». Наконец, сложились «2» и «2»! Что получилось? Правильно, «хорошисты»! Причём настоящие, подтверждающие свои отметки по русскому языку почти в любой ситуации!
            Причина? На минутке чистописания корректируем дисграфические ошибки. Новый материал вводим только через наблюдение за языковыми единицами, их сравнение, анализ, синтез, группировку, классификацию, обобщение. На основе языковых наблюдений дети сами формулируют выводы, осмысленно их запоминают. Меняется характер познавательной деятельности, учебная инициатива переходит от учителя к ученику. На уроке создаётся совершенно новый психологический настрой познания! Ура! Русский язык труден, но любим...
            Да рано обрадовалась, в детском саду меняется воспитатель, и первоклассники не могут запомнить даже простейшие примеры на сложение. Бьётся учитель, мучаются родители, стараются дети, а результатов нет! В проверочных работах — сплошные ошибки! Механическое заучивание не помогает, а мои методически грамотные объяснения словно в одно ухо влетают и тут же выскакивают. В поисках решения понимаю, опять проблемы в несовершенстве логического мышления, азы которого начинают формироваться ещё в дошкольном возрасте. Начинаю перелопачивать имеющуюся литературу и нахожу единственную разработку, подходящую по возрасту и тематике, авторский курс информатики для 1 класса И.А.Посылиной.  
         Заручившись согласием родителей, веду занятия во внеурочное время. Упражнения даются с трудом, но постепенно справляться с ними становится всё легче и легче. И успеваемость по математике как по мановению волшебной палочки растёт на глазах! Хотите верьте, хотите нет, но проблем с математикой мы больше не знали, все они были естественны и решались в рабочем порядке. Конечно, с информатикой-волшебницей я больше не расставалась, только вела её в виде модуля по технологии. А логические упражнения включаю на всех уроках, конечно же, в соответствии с тематическим содержанием предметов.
            Вы можете подумать, что моя педагогическая философия сводится лишь к развитию логического мышления и качественному обучению детей. Конечно же нет.
          Даже в самые трудные времена авторитарности отношения между учителем и ребятами «спасали» второстепенные по оценке качества работы педагога и первые в воспитании детей предметы: музыка, изобразительное искусство, технология. На этих занятиях у нас всегда царит атмосфера радости, приобщения к прекрасному, активного познания человечества и человечности. Как жаль, что для сельских детей все музеи, театры и концертные залы мира сосредоточены лишь в одном человеке, их учителе. Только от его настроя, желания и компетентности зависят все эти предметы. Мне кажется, моим ученикам повезло: их педагог много где бывал, многое видал, всегда интересовался художественным и музыкальным искусством и может сделать эти предметы по-настоящему интересными.
        Вот так, рассуждая, мы вплотную подошли к основному вопросу философии. Что первично: душа или материя? Утрируем: математика или искусство? Мне кажется, с точки зрения педагогики: истина — в равновесии. Впадая в крайности, невозможно получить достойный результат — Человека. Кажется, школа достигла этого равновесия после введения часов внеурочной деятельности. Конечно, если ведутся они вдумчиво и целенаправленно. И каждый ребёнок важен для наставника, а не только те, кому и так всё даётся легко, как само собой. Хотите, называйте это философией, хотите индивидуальным подходом, но в моём классе, и танцуют, и поют, в конкурсах участвуют, проекты пишут все! Хотя мне часто приходится проявлять недюжинную смекалку и выдумку, чтобы успешным почуствовал себя каждый. И не раз уже бывало, что ребёнок раскрывал себя с совершенно новой неожиданной стороны.
       Особенно удивительные результаты даёт проектная деятельность: успешные в учёбе дети подчас делают исследования хуже,чем ответственные и трудолюбивые ученики с проблемами в обучении. Такие «открытия» удивляют, окрыляют, придают новые силы в работе. И теперь, я больше не хочу работать в Звёздном городке, потому что, наверно, там всё предсказуемо и определённо. А здесь, в сельской школе, тоже можно растить замечательных, смышлёных, самостоятельных детей,  ежедневно решая сюрпризы и головоломки, предлагаемые учителем по имени Жизнь...
    А моя педагогическая философия — в неравнодушии, вдумчивом и психологически правильном подходе к каждому ребёнку, в неугомонности и любознательности учителя, в его желании учить и учиться!
Категория: Эссе | Добавил: ОА (17.12.2012)
Просмотров: 718 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
 


Сайт создан © О.А.Лутошкиной 2012
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz