Школьная карусельВоскресенье, 19.05.2024, 10:36

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Эссе [5]
Взгляд автора на современную школу, на подходы к обучению и воспитанию младших школьников.
Ученикам [1]
Материалы к метапредметным урокам для младших школьников
Опыт [2]
Обобщение личного педагогического опыта работы в начальных классах

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Эссе

Мои цифровые уроки

«Мои цифровые уроки»

           

            Стремительно в школьную жизнь ворвались компьютеры. Ещё десять лет назад мы и предположить не могли, что персональный друг будет у каждого педагога и у многих учеников. Если для учителя компьютер в первую очередь - помощник, то для ребёнка он – игрушка и в каком-то роде шпаргалка. Благодаря «заботливым» родителям некоторые дети садятся перед электронной машиной уже в 3-4 года и к третьему классу имеют компьютерный «стаж» около 5 лет. Но количество «отработанных» лет не всегда имеет должное «качество». Дети умеют стрелять, догонять, ездить, а некоторые (и это уже здорово!) строить дома и одевать виртуальных красоток. Обучающие программы в основном пылятся на полках и открываются изредка для успокоения раздражённых родителей. Использовать компьютер для решения учебных задач, создания текстов, таблиц, рисунков детям просто не приходит в голову.

            Как добиться того, чтоб открыть ребёнку все возможности компьютера?

Для устранения подобных перекосов в курс начальной школы введён курс информатики. Прекрасные учебники и рабочие программы, чудное программное обеспечение! Но в школах не хватает компьютеров для каждого ученика. Отменные программы дорогие, защищены от копирования и почти всегда приобретаются за счёт педагога, т.к. школе, особенно сельской, вечно не хватает средств или деньги приходят не в нужный момент.

            И остаётся в сельской школе (бывает и в городской) бедный учитель начальных классов наедине с требованиями государственного стандарта в образовательной области Технология по обеспечению компьютерной грамотности каждого ученика и сплошными НЕ: СанПиН – нельзя двум ученикам пользоваться одним компьютером, директор – нет денег на программное обеспечение, экономист РУО – не могу выделить дополнительный час, даже кружком.

            А детям так хочется стать продвинутыми, современными, учителю так нравится  дарить им ощущение постижения компьютерных секретов, что не жалеет он ни времени, ни сил на разработку цифровых уроков работы на ПК, пытаясь обойти все НЕпреодолимые на первый взгляд требования!

            НЕльзя двум ученикам пользоваться одним компьютером! Хорошо, один будет сидеть за машиной, а другой в это время работать со схемой клавиатуры. Никому не обидно, и здоровью нет вреда!

            НЕТ денег на специальное программное обеспечение для младших школьников! Ну и не надо, воспользуемся стандартным пакетом MS Office или OpenOffice. Придётся работу контролировать самой? Не жалко сил для любимых учеников!

            НЕ можете выделить дополнительный час для изучения Информатики? За счёт 15% сокращения учебных часов в других модулях программы по Технологии найдём учебное время для изучения этого модуля и освоим не только практику работы с ПК, но и минимум базовых знаний по информатике, более того используем её логику для построения межпредметных связей!

            НЕТ утвержденного государственного учебно-методического комплекса на 10-12 учебных часов? Разработаем авторскую программу на основе базовых, выверенных учеными УМК!

            Думаете, я не понимаю минусов своей разработки?

Нельзя необъятные знания по информатике впихнуть в рамки 12 уроков, но хотя бы заронить интерес в души учеников к теории предмета, показать возможности компьютера – можно.

Изучить клавиатуру и десятипальцевый метод набора текстов хотя и «дедовским» (бумажным) способом, но  возможно. Тем более схема клавиатуры цветом «подсказывает» ученику, каким пальцем нажимать нужную клавишу, а настоящая – этого не может. Благодаря бумажной схеме клавиатуры увеличивается продолжительность обучения десятипальцевому набору текстов на каждом уроке: 15 минут – за машиной, 15 минут – со схемой, 15 минут – теоретический материал. Конечно, результат во многом зависит от трудолюбия, внимания и настойчивости ученика, хотя то же можно сказать и о клавиатурных тренажёрах, ведь многие начинают на них заниматься, а оканчивают курс единицы.

И главный изъян, учебные курсы по информатике разрабатывают большие авторские коллективы, представляю, сколько сломано «копий» в жарких научных спорах, а тут какая-то сельская учительница «замахнулась» на такую серьёзную тему! А что делать? Коли эти коллективы разрабатывают глобальные многолетние программы, и им нет дела, как должна какая-нибудь Марья Ивановна или Ольга Алексеевна вести уроки в сельской школе в условиях совмещённых классов и недостатка оплачиваемых учебных часов даже на основные предметы. Хотя справедливости ради надо сказать, что А.В.Горячев  и др. разработали учебник по модульной системе «Мой друг – компьютер», который рекламируется в Интернете, но издавался он давно, очевидно, не был востребован, до нашей провинции «добрался» поздно, а теперь и вовсе исключён из списка рекомендованных Министерством Образования.

Скорее всего намётанный глаз учёного сразу увидит несовершенство предложенных уроков, но… «Не ошибается тот, кто ничего не делает», -  сказала я  себе, и в 2008 году взялась за подготовку учебного модуля «Практика работы на компьютере», который должен изучаться на уроках технологии в 3 классе. Тем более мне хотелось продолжить работу по развитию логического мышления моих учеников.

С чего ж начать? Конечно, с самого главного и основного. Первые три урока дети учатся включать и выключать компьютер, работать с мышью, открывать и сворачивать окна программ. Кроме того, через исследовательскую работу они знакомятся с базовыми понятиями: информация, информатика, источник, приемник, носители информации. С помощью учителя создают первый коллективный проект «Наша деревня» в программе Paint.

С четвёртого по девятый урок основной задачей учителя является формирование навыка десятипальцевого клавиатурного письма через организацию индивидуальной работы учеников, как с компьютером, так и с бумажной схемой клавиатуры. В результате проводимой работы совершенствуются синтаксическая и орфографическая грамотность учащихся. Кроме того, на теоретической составляющей уроков дети усваивают понятия: файл, существенные свойства объекта, несущественные свойства объекта, родовое понятие, определение, состав и действия объекта. Учатся применять эти знания в практической работе.

В ходе проведения 10-11 уроков школьники не только совершенствуют навык десятипальцевого набора текстов, но и учатся пользоваться операциями манипулирования фрагментами текстов, представлять и преобразовывать информацию различными способами (текст, рисунок, таблица), изучают азы теории кодирования текстов в памяти компьютера, создают мини-проект «Список класса», который позволяет в полной мере усвоить структуру памяти компьютера.

В теоретической части всех уроков, рассчитанных на 15 минут, обязательно предлагаются задания, требующие от учеников навыков системного анализа (ряды, сравнение по общим и отличительным признакам, обобщение, ассоциации и др.). Развивается понятийное мышление школьников через обучение умению формулировать определения. Информационная разминка и теоретический материал часто идут в зоне опережающего развития ребёнка, стимулируют творческие и логические качества личности ученика.

Важная роль на уроках отводится физическим разминкам. Они проводятся в форме упражнений на развитие концентрации внимания («Каждой руке – своё дело», «Запомни-повтори» и др.), игр с элементами творчества («Соблюдай правила дорожного движения!», «Отгадай профессию»). При проведении перечисленных игр совершенствуются коммуникативные навыки, дети учатся обмениваться информацией, договариваться, используя мимику и жесты. Кроме того, при смене рабочих мест в паре «компьютер - схема» необходимо проводить зрительную гимнастику.

Домашнее задание предлагается с целью закрепить опыт работы с информацией и компьютером в практической жизни, запомнить расположение буквенных клавишей клавиатуры.

В результате изучения модуля по технологии в 3 классе дети научились использовать компьютер как универсальный инструмент для создания информационных объектов (текстов, рисунков, таблиц); представлять и преобразовывать информацию различными способами (текст, рисунок, таблица); применять основные команды, понимаемые компьютером, для поиска, преобразования, хранения, использования информации; запускать прикладные программы; осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение); набирать тексты десятипальцевым способом письма; уметь строить информационные объекты по инструкции и собственному замыслу,            соблюдать правила личной гигиены и техники безопасности при работе на компьютере.

Ученики усвоили базовые понятия информатики: информация и её виды, источник и приемник информации, обработка, передача и хранение информации с помощью технических устройств, носители информации, способы организации информации (текст, таблица, схема, рисунок), организация информации в компьютере. И самое главное, что поняли школьники, это главная роль человека в преобразовании и создании новой информации и электронных машин.

В дальнейшем эти навыки ученики активно используют для решения простейших учебных и практических задач с использованием ПК, для создания проектов межпредметной направленности по заданию учителя на других уроках.

А я для себя наметила, что в 4 классе, совершенствуя и закрепляя приобретённые простейшие навыки работы с компьютером, можно будет познакомить детей с более совершенными текстовыми редакторами, увеличить время работы с графическими пакетами, дать представление об алгоритме решения учебной задачи и др.

Это позволит детям максимально раскрыть возможности компьютера и превратить его из игрушки в помощника и друга.

Хотелось бы, чтобы эти цифровые уроки принесли пользу не только моим ученикам, но и коллегам, мечущимся в поисках приемлемого варианта преподавания «Практики работы на компьютере» на уроках технологии. Позволили им просто и доступно, воспользовавшись методическими разработками уроков и приложениями, подготовиться к изучению новой, неизвестной и поэтому такой сложной темы.

Категория: Эссе | Добавил: ОА (01.02.2012)
Просмотров: 506 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Татьяна  
1
Молодец! Так держать!

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
 


Сайт создан © О.А.Лутошкиной 2012
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz