Школьная карусельВоскресенье, 19.05.2024, 09:56

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Эссе [5]
Взгляд автора на современную школу, на подходы к обучению и воспитанию младших школьников.
Ученикам [1]
Материалы к метапредметным урокам для младших школьников
Опыт [2]
Обобщение личного педагогического опыта работы в начальных классах

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Эссе

Логика или чудо?

Логика – чудо?..

 

Все, что неожиданно изменяет нашу жизнь, - не случайность. Оно – в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием.

А. Грин

 

Знакомо ли вам чувство бессилия, когда Вы, отработав 15 лет в школе, не можете научить первоклассников прибавлять три, четыре? И это притом, что дети прекрасно ориентируются в составе чисел, легко учатся читать, имеют достаточно развитую речь? В чем причина таких трудностей? Как дальше учить таких детей?

         Такие вопросы возникли передо мной в 2006 году. Голова шла кругом. Испытанные, проверенные методы и приёмы обучения математике не давали никаких положительных результатов. Обвинить во всех трудностях воспитателей детского сада? Но первые проверочные работы были выполнены на достаточном уровне. Нагрузить родителей и детей неподъёмными домашними заданиями? Но родители, чувствуется, не меньше меня озадачены такими трудностями.

         Я решила пойти другим путём. Если дети легко выполняют вычисления с использованием монеток, но не могут решить этот же пример, оперируя числами и знаками действий, значит, у них отсутствует перенос знаний, недостаточно развито абстрактное мышление. И у меня нет другого пути, как заняться развитием логического мышления своих учеников.

         Перелопатив горы литературы, я остановилась на замечательном курсе   мурманской учительницы И.А. Посылиной «Логика на уроках информатики» для 1 класса, но курс был рассчитан на 34 учебных часа с применением учебника А.В. Горячева и др. Таким запасом учебного времени и учебниками я не располагала. Мне приходилось рассчитывать только на часть классных часов, ведь необходимо было вести и другую воспитательную работу. В таких критических обстоятельствах, допустимо, решила я, провести несколько часов за счёт уроков трудового обучения, но в рамках раздела «Работа с бумагой и картоном». Пришлось изрядно потрудиться, чтобы сократить авторский курс И.А. Посылиной до девяти развивающих занятий, предусмотреть интересную практическую работу, связанную с аппликацией, разработать необходимый раздаточный материал.

         Я счастлива, что моя работа по развитию логического мышления у первоклассников  дала положительные результаты. Это потом, продолжая изучать литературу по информатике, я узнала, что «школьники, прошедшие обучение по курсу информатики, имеют на балл или полбалла выше» [13,10], а тогда я ликовала, празднуя свою маленькую победу!

 

         Древнеримский писатель Г.Саллюстий заявлял: «Прихоть случая управляет миром». Так и есть. Если бы не возникли непредвиденные сложности у первоклассников при изучении математики, разве бы я основательно заинтересовалась развитием логического мышления у младших школьников и узнала бы, что этот вопрос главный в изучении информатики в начальной школе?

Если бы в предыдущие два года я не вела  уроки информатики в 9 классе, разве бы я обратила внимание на примечание в новом базисном учебном плане о введении модуля по информатике с 3 класса?

Если осваивать базовый курс такого сложного предмета, как информатика, мне не приходилось бы огромным усилием ума и воли, разве бы я озаботилась, какие знания должны получить малыши в результате изучения модуля?

Если бы при встречах коллеги-учителя из сельских школ не переживали о том как будут вести информатику в следующем году, разве я стала бы основательно заниматься изучением методики преподавания информатики в начальной школе?

Если бы я не была влюблена в компьютер, как в средство облегчения учительского труда, то авторской программы модуля по информатике для начальной школы, наверно, не было.

         Открыв для себя науку информатику, мультимедийные средства обучения, остановиться уже было невозможно. Вначале мною и девятиклассниками создавались презентации по изучению окружающего мира, труда, музыки, значительно облегчающие изучение нового материала в условиях совмещенных классов, решающие проблему использования наглядности на уроках, значительно повышающие интерес детей к учению. Чего же проще: щелкайте дети левой клавишей мыши, смотрите картинки, отгадывайте загадки, при этом запоминайте новое, ведь в конце придется отвечать на вопросы или выполнять задания!

         Но со временем появилась неудовлетворенность отсутствием у школьников элементарных навыков работы на ПК, страхом детей перед компьютером. Бывает, что и взрослые что-то пропустят, а дети? Увлеклись процессом чтения или засмотрелись на интересную иллюстрацию, дошли до конца, а вопрос не поддается, вернуться – толка нет. А учитель в это время беседует с другим классом и отвлекаться «не желает». К тому же неудобно как-то чувствовать себя растяпами, пропустившими самое главное…

         Получается, что если строить процесс обучения с использованием информационных технологий, надо учить детей элементарным навыкам работы с мышью, окнами программ, управляющими клавишами клавиатуры, тем более что эти знания предусмотрены федеральным компонентом государственного стандарта. Когда? При ведении модуля информатики в рамках предмета технология (труд). Хотя в третьем классе – уже поздновато, надо бы уже во втором.

         К тому же именно в начальной школе надо начинать учить детей десятипальцевому приёму работы с клавиатурой. Эта работа легко, с удовольствием осваивается детьми в раннем возрасте на основе межпредметных связей с русским языком: «Грамотными надо быть на всех уроках без исключения!»

         Помечтаем! Вдруг после введения модуля по информатике, когда за сложное дело обучения правильной работе на клавиатуре возьмутся ответственные, привычные к кропотливой работе по отработке элементарных навыков письма, учителя начальных классов, станет меньше пользователей, смешно работающих на компьютере двумя пальчиками?

         Однако в этом случае остро встают вопросы нехватки машин в школах, соблюдения санитарных норм пребывания малышей за компьютером. Но возможность использования на уроке цветной схемы клавиатуры позволяет решить эти проблемы. Кроме того, она выступает в роли опоры при обучении детей десятипальцевому способу набора текстов, позволяет организовать домашнюю работу по отработке начальных навыков работы с компьютером.

         А изучение основ логики в качестве раздела информатики позволяет на совершенно новом уровне организовать уровень усвоения нового материала!

         Точно знаю, каждый учитель начальных классов обязательно на уроках использует упражнения по сравнению предметов и понятий, по нахождению общего в группе предметов. Но усвоение логических понятий происходит на интуитивном уровне легко у развитых детей, с большим трудом – у школьников с трудностями обучения. А последних, к сожалению,  становится все больше! Благодаря телевидению, которое «отнимает» и без того краткое время общения детей с родителями, которое дает «готовые» знания, выводы, образы героев и абсолютно не будит фантазию и умение абстрагироваться.

         С другой стороны, это современная жизнь! Надо приспосабливаться к ней, и учить детей работе с информацией по-новому! При обучении развивать и корректировать «западающие» в данный момент мыслительные процессы.

         Знакомо ли вам ощущение удовольствия от хорошо сделанной работы? Удовлетворения оттого, что ещё один несчастный маленький человечек почувствовал себя таким же, как все, благодаря развитию умения мыслить логически?

         Закончу словами, горячо любимого мною А.Грина: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками…»

Категория: Эссе | Добавил: ОА (01.02.2012)
Просмотров: 862 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Татьяна  
1
По-моему, Вам удаётся следовать словам Грина! Успехов!

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
 


Сайт создан © О.А.Лутошкиной 2012
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz